Система барьер и информационное обеспечение. Первый информационный барьер

Управление связано с получением, хранением, передачей и анализом информации. Это утверждение справедливо к управлению объектами любой природы: социально-экономическими, техническими, биологическими и другими. В процессе управления осуществляется движение информации между объектом управления и системой управления, между отдельными частями системы, между системой и окружающей средой. По результатам анализа информации соответствующие органы управления формируют необходимые воздействия на управляемый объект. Система управления может успешно функционировать лишь в том случае, если ее возможности по анализу информации будут не ниже требуемого уровня.

Объекты, которые рассматриваются в менеджменте, имеют социально-экономическую природу. Они состоят из трудовых коллективов, они реализуют коллективный труд, требующий согласованных действий его участников. При малом числе участников производственного процесса управлять ими в состоянии один руководитель, он может один организовать их совместный труд, своевременно реагировать на нежелательные отклонения в коллективе, один в состоянии устранять возникающие конфликтные ситуации, вовремя вносить необходимые изменения в организацию труда.

С возрастанием количества людей, участвующих в решении коллективных задач, сложность управления начинает превышать возможности одного человека, один руководитель оказывается не в состоянии переработать весь объем сведений, используемых в процессе планирования, организации и выполнения коллективной работы. Наступает некоторое несоответствие между необходимостью и возможностью. Это явление В.М.Глушков назвал первым информационным барьером.

Барьер возник тысячелетия тому назад, еще в условиях родового общинного строя. Пока численность населения племени была невелика (рис. 2.1,а , руководить им мог один вождь. С увеличением численности информационные связи, реализуемые в производственном процессе (в охоте на диких животных), усложнились, один вождь уже не мог анализировать весь объем информации, возникали сбои в управлении. Выход был найден: племя разделили на части (рис. 2.1,б ), во главе каждой части были поставлены младшие руководители (младшие вожди, В м ), вождь всего племени В взял на себя функцию управления взаимодействием младших вождей, он заботился о согласованности действий младших руководителей. Появился промежуточный уровень управления. Такова весьма упрощенная схема возникновения иерархической системы управления.


Рис. Переход к иерархической системе управления

В объектах управления отдельные части (элементы)между собой взаимодействуют, деятельность одного элемента тем или иным образом отражается на состоянии остальных. Процесс управления направлен на обеспечение согласованной деятельности всех элементов системы в процессе решения общей для объекта задачи. Обозначим через К средние возможности одного человека по анализу информации. При желании оценить К количественно, можно прибегнуть к такому мерилу как число элементарных арифметических или логических операций, выполняемых человеком в единицу времени. Обозначим m масштаб объекта управления, S - сложность управления. Возможности человека от m не зависят, они предопределяются его природой. Значение m=m 1 , соответствующее равенству S=K , представляет собой модель первого информационного барьера. Действительно, если m , то S, то есть когда объект управления имеет маленький масштаб, пока количество взаимодействующих элементов невелико, задачи управления могут решаться одним человеком; если m>m 1 , то есть когда объект управления становится достаточно громоздким для управления, способностей одного человека уже не хватает, он не в состоянии эффективно воздействовать на управляемый объект. Для преодоления информационного барьера надо разделить объект на части так, чтобы размеры m каждой из них были меньше критического значения m 1 . Иначе говоря, нужно перейти к двухуровневому управлению и тем самым преодолеть первый информационный барьер. Появление иерархической схемы управления В.М.Глушков назвал великой выдумкой человечества, относя в один ряд с изобретением товарно-денежных отношений .

Иерархическую схему управления можно представить в виде рис. Эта схема характеризуется количеством промежуточных уровней управления, находящихся между верховным элементом системы управления (высшим уровнем управления) и производственными подразделениями, а также числом руководителей на промежуточных уровнях (на рис. 2.2 два промежуточных уровня). Если в этом примере под производственными подразделениями понимать цеха завода, то первый уровень - это начальники цехов, второй уровень занимают заместители директора, на высшем уровне - директор завода.


Рис. Пример многоуровневой иерархической

системы управления

Примеры иерархических структур можно найти и в живой природе, и в технических, и в общественных системах. Структура центров нервной системы высших животных, включающая спинной и продолговатый мозг и кору больших полушарий с подкорковым образованиями, организованы про иерархической схеме . На каждом уровне регулируется строго определенная функция организма (дыхание, слюноотделение, движение и др.). Интеллектуальные задачи решаются на высшем уровне - на уровне коры головного мозга . Нервные центры перестраивают свои функции в случае нарушений на периферии с передачей решаемых задач с нижних уровней на верхние. В нормальном же состоянии центры обладают, по Анохину К.П., свойством автоматии , выполняя определенные специфические функции. “Высшие мозговые центры не повторяют действия низших, не берут на себя их обязанности, но включают ту или иную функцию в общую приспособительскую реакцию организма”.

Кора больших полушарий осуществляет интегрированную регуляцию разнообразных функций организма, осуществляет постоянную оценку значений внешних сигналов из внешнего мира.

Иерархическое управление можно встретить в организации технических объектов. В рассматривается пример трехуровневой системы управления газотурбинного двигателя: на 1-м уровне осуществляется управление непосредственно параметрами объекта управления - частотой вращения турбокомпрессора, значениями давления и температуры в различных сечениях двигателя; 2-й уровень решает задачи обеспечения желаемых динамических свойств системы в целом на основе соответствующего взаимодействия регуляторов 1-го уровня; высший 3-й уровень осуществляет оптимизацию показателей эффективности функционирования силовой установки - тяги, удельного расхода топлива. Каждый уровень решает свою задачу, используя информацию, получаемую от нижестоящих уровней. С повышением уровня сложность решаемой задачи возрастает.

Пример многоуровневого управления в общественных системах можно привести из области войсковых частей и подразделений. Отдельные военнослужащие группируются в отделения. отделения - во взводы, из взводов формируются роты, из них батальоны, далее полки и дивизии. Командир дивизии является верховным элементом системы управления войскового соединения. Он решает наиболее ответственные и масштабные задачи боевой подготовки и боевых действий вверенных ему частей и подразделений. На нижестоящих уровнях выполняются менее значительные функции. При нормальном ходе боевых действий вышестоящие командиры не вмешиваются в действия нижестоящих, они осуществляют общее управление боем. Но если возникает резкое ухудшение положения на одном из участков, то задачей роты начинают заниматься командиры вышестоящих уровней вплоть до командира дивизии.

1. Семиотический барьер связан с недостаточным владением знаковой системы.

Данный вид барьера позиционируется как самый простой вид, и в применении к коммуникациям предписывает использование общеупотребительных слов без сложной терминологии или других языков. Однако в условиях трансформации российского общества наблюдается иноязычное вторжение, прежде всего, слов английского происхождения: избиратели - электорат, согласие-консенсус, городской - муниципальный, дело - бизнес, образ - имидж и т.д. Русский и иностранный аналоги сосуществуют, иностранный аналог вытесняет русский синоним. В результате меняется стиль речи и способ отражения реальности. Заимствование элементов чужой культуры существенным образом меняет жизнь человека в собственной культуре. «Великий и могучий» русский язык переживает сложные времена, что является проявлением кризиса культуры в целом. Национальная культура растворяется или утрачивает четкие очертания под воздействием различных влияний и заимствований. (Вывеска« Паркинг» как символ растерянности, деидеологизированности, потери самоидентификации русского этноса).

2. Тезаурусный барьер связан с недостаточным информационным потенциалом. (Тезаурус -совокупность всех интеллектуальных и информационных потенций человека). Сокращение тезауруса как результат проблем системы образования, редукция к технико-операциональному знанию, является еще одной причиной в полисемиотичном пространстве неоднозначной интерпретации системы ценностей, ментальных основ. «Доступность информации при отсутствии идеологических фильтров, но с сохранением коллективизма в ужесточенной форме корпоративного эгоизма, переносит столкновения социальных интересов из сферы публичных моралистских деклараций в сферу личностных диспозиций и нравственных намерений индивидов… Национальная идея, способная противостоять американоцентризму, должна содержать кодекс эпохи, созвучный с ментальными ценностями народа. Новое поколение выбирает не только «Пепси», но и напористость и беззастенчивость или погружение в инфантильные фантазии. Энергетика самоутверждения разобщает людей. Иная энергетика -альтруизма, сострадания, сочувствия, становящихся действенным пониманием».

3. Контрасуггестивный барьер связан с изменением установки реципиента методами убеждения - метод интеллектуального воздействия, содержащий логическое обоснование аргументов, подтверждаемых фактами; внушения - метод воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие информации.

Безусловно, преодоление установок и стереотипов реципиента требует не только знаний коммуникативистики, но и определенного опыта, интуиции и т.д.

В современном мире изучают проблему больших данных как очередную ступень в развитии человечества, связанную с преодолением еще одного информационного барьера.
Сущностью данной проблемы стали в первую очередь сложность и во вторую физический объем информационной коллекции. Большие данные с одной стороны обуславливают постановку и решение новых задач. С другой стороны они обуславливают развитие интегрированных и комплексных систем и технологий.
С познавательной точки зрения преодоление информационного барьера «большие данные» способствует развитию познания окружающего мира и построению его целостной картины.
Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации их действие противоречиво.
Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана при своеобразном срабатывании охранной сигнализации, автоматически перекрываются подступы к человеку.
В противном случае мозг и психика человека просто не выдержала бы обвала информации.
Однако барьеры иногда играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация, не воспринимается или воспринимается с искажением и неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан.
Работа с информацией требует от человека не только хорошего знания барьеров информации, но и понимания возможных методов их преодоления. Специалисты отмечают, что многие информационные препятствия можно с легкостью справиться при помощи современных информационных технологий.
Но вместе с тем важно понимать, что информационные барьеры не могут быть до конца преодолены или полностью устранены. Ведь препятствием для этого, прежде всего, является сам человек.
В нашем реферате мы рассмотрели информационные барьеры. Дали им определение. Вывели понятие информационный шум. И как оно связано с информационным барьером. Рассмотрели виды информационных барьеров. \
Так же кратко изложили теорию трех барьеров Глушкова В.М. на основе его знаменитого научного труда «Основы безбумажной информаци

Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы

Выбранная мною тема для реферата «Информационные барьеры» является довольно обширной и разнообразной.
Актуальность данной темы зависит от того, что в современном мире все больше теряется живое общение, а нашей жизнью завладевает виртуальный мир. Интернет общение заменяет живых людей. Стали очень популярными социальные сети, например: одноклассники.
Люди стали общаться на форумах и в чатах. С одной стороны это довольно удобно, можно не выходя из дома поговорить с человеком, возможно даже находящимся в другом городе. Но с другой стороны, люди забывают, как общаться в живую.
Наблюдая за нынешней молодежью, понимаешь, что век Интернета и современных технологий губит людей.
Вследствие всего это появляются информационные барьеры, мешающие свободному протеканию информационных взаимодействий .
В нашем реферате мы рассмотрим само понятие информационного барьера. Изучим причины его появления и виды барьеров.
Основной источник литературы по данному реферату - это книга Глушкова В.М. «Основы безбумажной информации»

Введение 3
1. Информационные барьеры и причины их возникновения 4
2. Факторы, приводящие к информационным барьерам. 10
3. Типы информационных барьеров. 12
Заключение 23
Список используемой литературы 25

1. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. - М: Наука, 1997.
2. http://www.pvsm.ru/
3. Викентьев И.Л., 2010 Информационные барьеры по В.М. Глушкову
4. http://nvoynov.blogspot.ru Войнов Н. Информационные барьеры
5. www.erjournal.ru Цветков В.А., Лобанов А.А. «Большие объемы информации»

Коэффициент информационного шума является семантическим показателем качества ИПС.Уровень компьютерной грамотности, полученной в средней школе, может быть достаточен для решения типовых прикладных задач, но зачастую не позволяет осуществлять качественный поиск (особенно в электронных базах данных и в Интернете) и интеллектуальное использование информации, точное преобразование текстов документов и т.п. без наличия развитых аналитических и логических навыков. Их приобретению и (или) развитию способствует аналитическая деятельность по аннотированию и реферированию текстов документов. Кроме того, умение формировать подобные документы позволяет оперативно и точно выполнять учебно-научные работы, осуществлять контроль и самоконтроль уровней: выполнения заданий, освоения дисциплин и усвоения знан ий. Факторы, приводящие к информационным барьерам. В практике исследования и анализа окружающего мира человек является завершающим звеном.Поэтому описания или информационные коллекции можно охарактеризовать как человеко- анализируемые или человеко- не анализируемые. В этом случае речь идет о применении человеческого интеллекта. Анализируемые человеком информационные коллекции, характеризуются следующими свойствами: обозреваемость, восприимчивость, постоянностьанализируемость, направленность, ситуационнаяконкретика, полнота, достоверность, современность, точность,согласованность, надежность.Обозримость - свойство информационных коллекций, состоящее в том, что человек (в рамках своего человеческого интеллекта) в состоянии обозреть совокупность параметров и связей, входящих в информационную коллекцию и понять данную информационную коллекцию как целое.Воспринимаемость - свойство информационных коллекций, состоящее в том, что человек (в рамках своего человеческого интеллекта) в состоянии воспринять и понять данную информационную коллекцию как отражение объективной реальности или ее практическое назначение.Если информационная коллекция необозрима, не воспринимаема или не анализируема за обозримое время, она, как правило, отвергается и не применяется человеком. Это и есть пример информационного барьера.Типы информационных барьеров. В настоящее время выделяют разные типы информационных барьеров, часть из них описана. Для связи с проблемой «больших данных» будем использовать характеристики 3 V и 1 C. 110490194945V1 -объем (volume), V2 - скорость (velocity), V3 - многообразие (variety), C - сложность (complexity). 0V1 -объем (volume), V2 - скорость (velocity), V3 - многообразие (variety), C - сложность (complexity). Соответственно: При этом следует отметить фактор сложности, как наиболее значимый в проблеме больших данных. Так при росте количества данных до величины n, количество связей между European Researcher, и ними растет пропорционально n!. Именно количество связей и задает сложность. Поэтому проблема больших данных не сводится к задаче 1 - обработке информационной коллекции объема n, а требует дополнительно решения задачи 2 - анализа связей объема n!. Очевидно, что в количественном и в качественном отношении вторая задача является значительно сложнее.Для описания информационных барьеров используем понятие информационной ситуации. Выделим некоторые виды информационных барьеров.Временной барьер.Информационная ситуация, при которой имеет место разделение источника и приемника информации во времени, что замедляет и затрудняет обработку в допустимое для анализа время (фактор V2). Дополним этот типом случаем, когда обработка информационной коллекции с помощью известных методов или алгоритмов превышает допустимый ситуацией период времени. Преодоление временного информационного барьера достигается разработкой новых средств коммуникации и новых быстродействующих алгоритмов и методов обработки информации.Ресурсный барьер - информационная ситуация, при которой имеет место нехватка или ресурсов, необходимых для реализации информационных процессов (факторы V1-3, С).Для преодоления такого информационного барьера необходимо получение информационных ресурсов.Пространственный барьер - информационная ситуация, при которой вследствие удаления источника и приемника информации друг от друга обработка становится затруднительной из-за запаздывания информации или большого уровня помех (фактор V2). Дополним этот тип барьера случаем, когда информационная коллекция распределена в разных географических точках пространства и обработка или освоение такой информационной коллекции невозможна в допустимый ситуацией период времени.Примером преодоления такого пространственного информационного барьера является дистанционное обучение.Дополним этот тип барьера случаем, когда информационная коллекция содержит латентные (скрытые) параметры, распределенные в разных географических точках пространства и зависящие от пространственного положения. Примером преодоления такого пространственного информационного барьера является выявление и использование пространственных отношений, и применение методов геоинформатики.Объемный информационный барьер - информационная ситуация, при которой вследствие большого объема информационная коллекция становится не обозримой, не воспринимаемой и не анализируемой в допустимый период времени (фактор V1).Примером преодоления объемного информационного барьера является применение вычислительной техники и применение алгоритмов ускоренной обработки. Барьер информационной сложности - информационная ситуация, при которой вследствие большого сложности (сложность описывается графом связей и отношений) информационная коллекция становится не обозримой, не воспринимаемой и не анализируемой - в допустимый период времени (фактор С). Для преодоления барьера информационной сложности применяют интеллектуальных и автоматизированных системы и технологии.Информационный барьер представления - информационная ситуация, при которой вследствие недостатка форм представления информационная коллекция или информационная модель становится не обозримой, не воспринимаемой и не анализируемой с помощью человеческого интеллекта (фактор V3). Примером преодоления информационного барьера представления является применение визуального моделирования, применение новых моделей представления, например, картографической модели. По мере накопления свойство информационных коллекций, усложнялся процесс их анализа и переработки, возникал информационный барьер, обусловленный низкой пропускной способностью человека как системы обработки и необходимостью обработки больших объемов информации, с которыми эта система не справлялась. Для преодоления этого информационного барьера был разработан метод классификации. Этот метод упростил работу с информацией и позволил выделять нужные классифицированные области для анализа. Исследования процессов принятия решений и мышления привели к появлению моделей знаний и правил вывода. Это тоже можно рассматривать как преодоление информационного барьера обусловленного необходимостью решения и анализа сложной информации.С этих позиций интеллектуальные системы можно рассматривать как средство преодоления информационного барьера, обусловленного в первую очередь сложностью, во вторую объемом информации и неспособностью человека как системы обработки и анализа в заданный период времени ее проанализировать и получить адекватное решение.Свойством интеллектуальных систем является возможность выполнения творческих функций, которые традиционно считаются прерогативой человека. Другими словами, интеллектуальная система, в отличие от информационной системы, способна проявлять активность при отсутствии воздействия или прямых указаний человека.С исследовательских позиций анализ информационных коллекций должен завершаться введением понятий. Определение понятия связано с терминологическим отношениями, формированием идеи, определения, суждений, метода, системы понятий. Если система понятий согласована, то уменьшается информационный барьер познания. Если система понятий, которую создает исследователь, не согласована с существующими терминологическими системами, то информационный барьер возрастает.Формирование согласованной системы понятий осуществляется на основе логики и научного подхода.В.М. Глушков создал определение информационного барьера и описал это в своей книге «Основы безбумажной информатики». Он определил следующие типы барьеров: I-й информационный барьер был преодолен примерно в 5 тысячелетии до н.э. До того времени единственное хранилище информации был мозг человека. Передача информации происходила с механическим перемещением самого человека, и, следовательно, скорость передачи была очень низкой, а передача ненадежной. Обработка информации также производилась человеком. Противоречие состояло в том, что человечеству требовалась возможность сохранять во времени опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями с тем, чтобы они могли быть переданы поколениям последующим. Данный барьер был преодолен благодаря появлению письменности. Носителями информации стали камни, глиняные таблички, папирус, пергамент и т.д.; позже (во 2 веке н.э.) появилась бумага.II-й информационный барьер сформировался к 15 в. из-за того, что в связи с развитием производства - появлением цехов, мануфактур - возникла потребность в большом числе образованных людей, способных этим производством управлять. Изобретение книгопечатания (т.е. тиражирования информации) в Европе в XV в. И. Гутенбергом и в XVI в. И.Федоровым позволило преодолеть данное противоречие. В то время скорость передачи информации определялась скоростью механического перемещения ее бумажного носителя. Обработка производилась человеком. Поскольку основным носителем информации являлась бумага и именно этим определялись технологии накопления и распространения информации, по определению В.М.Глушкова это состояние можно назвать бумажной информатикой.К началу 20 в. ситуация изменилась, в первую очередь в отношении скорости распространения информации: сначала появилась почта; в 19 в. - телеграф, затем телефон; в 1905 г.- радио; в 1920-1930-е годы - телевидение. В результате этих изобретений любая информация мгновенно могла быть доставлена в любую точку земного шара. Появились и новые устройства, обеспечивавшие принципы записи информации для хранения - фотография, затем кино, затем магнитная запись. На сегодняшний день таких устройств стало намного больше, но одно является самым распространённым - флеш карта. Без существенных изменений оставалась лишь ситуация, связанная с переработкой информации, - эту функцию по-прежнему выполнял только человек.Чем больше взаимодействующих объектов, то есть чем масштабнее объект управления, тем больше линий взаимодействия, тем больший объем информации надо анализировать для обеспечения согласованного взаимодействия элементов. Если допустить, что информационный поток J у всех линий взаимодействия одинаков (такое предположение для общих, то есть чисто качественных рассуждений, приемлемо), то суммарный поток, подлежащий анализу системой управления, будет пропорционален числу линий взаимодействия l, и он может служить мерой сложности управления S. В пределах этого допущения можно записать S=Jl

Информационный барьер

Информационный барьер

Информационный барьер - препятствие, мешающее оптимальному протеканию информационных процессов. Различают:
- объективные информационные барьеры, возникающие и существующие независимо от человека;
- субъективные информационные барьеры, создаваемые источником информации; и
- субъективные информационные барьеры, возникающие за счет приемника информации.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Информационный барьер" в других словарях:

    информационный барьер - Совокупность различных препятствий, возникающих на пути распространения и использования информации. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Системный подход.] Тематики защита информации EN information barrier … Справочник технического переводчика

    Концепция «информационных барьеров» была разработана академиком В. М. Глушковым. Она символизирует противоречие между информационными запросами общества и техническими возможностями их обеспечения. Существует три информационных барьера … Википедия

    Информационный барьер - совокупность всех различных препятствий (языкового барьера, трудности в получении необходимых документов и т.п.), к рые стоят на пути распространения информации … Педагогический словарь

    Информационный барьер, возникающий в связи с разделением источника и приемника информации во времени. Чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее он преодолевается. Синонимы: Исторический… … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный разветвленной, иерархической структурой системы управления, которая удлиняет пути прохождения документов. Синонимы: Ведомственный информационный барьер См. также: Информационные барьеры Иерархическая структура … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий вследствие удаления источника и приемника информации друг от друга в пространстве. Синонимы: Географический информационный барьер См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный несовпадением толкований одних и тех же слов, терминов и символов разными людьми. Синонимы: Терминологический информационный барьер См. также: Информационные барьеры Термины Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный незнанием либо слабым знанием языков. Синонимы: Национально языковый информационный барьер См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий в связи с тем, что разные государства по разному регулируют информационно документационные процессы. См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий между отдельными людьми или социальными группами из за наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать причиной острых… … Финансовый словарь

Движение документированной информации во времени и пространстве предполагает наличие источника и приёмника. Если между ними возникает информационное напряжение, то появляется информационный (документный) поток. Однако при этом между источником и приёмником информации могут возникнуть информационные барьеры , мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.

Что представляют собой информационные барьеры? Каким образом их можно классифицировать?

В самом общем виде информационные барьеры делятся на объективные, т.е. возникающие и существующие независимо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние можно разделить на:

а) барьеры, создаваемые источником, и

б) барьеры, возникающие за счёт приёмника информации.

В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:

      Пространственные (географические) барьеры . Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.

      Временные (исторические) барьеры . Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.

      Государственно-политические барьеры - тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.

      Режимные барьеры - ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.

      Ведомственные и бюрократические барьеры . Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.

      Экономические барьеры - связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.

      Технические барьеры - возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.

      Семантические (терминологические) барьеры - появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.

      Языковые (национально-языковые) барьеры - обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.

      Идеологические барьеры - возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.

      Психологические барьеры - связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение); наконец, с психофизическими возможностями человека.

Некоторые авторы особо выделяют так называемые барьеры глубины и барьеры широты 48 . Барьеры глубины связаны с недостаточными знаниями приёмника (потребителя) информации в той сфере или в том вопросе, которому посвящена документированная информация. Барьеры широты обусловлены, напротив, слишком узкой компетенцией приёмника информации, неспособного воспринимать информацию более широкого, общего характера.

Работа с документами требует не только знания информационных барьеров, но и возможных путей их преодоления. Успешное преодоление многих барьеров связано с научно-техническим прогрессом, с использованием современных информационных технологий. Так, пространственные барьеры достаточно эффективно преодолеваются с помощью компьютерной сети Интернет; языковые - в результате совершенствования системы языковой подготовки и переподготовки в учебных заведениях, а также разработки и использования соответствующих компьютерных программ перевода текстов на различные языки; семантические - путём создания разного рода словарей и стандартизации ряда терминов и определений и т.д.

Вместе с тем необходимо помнить, что информационные барьеры в большинстве своём не могут быть полностью устранены или до конца преодолены, во всяком случае в обозримом будущем. Препятствием для этого служит прежде всего сам человек. Так, существуют пределы психофизических возможностей современного человека воспринимать информацию. Человек способен принимать и перерабатывать потоки информации, интенсивность которых составляет не более100 бит/с . Если же интенсивность этих потоков превышает допустимую, то пропускная способность человека снижается вплоть до полного прекращения восприятия поступающей информации 49 . Не приносят желаемых результатов для преодоления, в частности, языковых барьеров попытки использования искусственных международных языков. К настоящему времени предложено уже около 300 таких языков. Наиболее распространённый из них - "эсперанто" - является производным от английского и ряда других германских и романских языков и изобретён ещё в 1887 г. поляком Людвигом Заменгофом. Однако на этом языке, даже по самым оптимистическим подсчётам, в мире говорит не более 3 миллионов человек.

Вверх