Кейс – метод как педагогическая технология. Метод кейсов в учебном процессе: описание, этапы, эффективность Проблемное обучение кейс метод студентов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кейс-стади Современные педагогические технологии

История возникновения: США Школа бизнеса Гарвардского университета 1924 год

История возникновения: Метод изучения экономики В России стал применяться в 80-х г.г. Получил широкое распростра - нение при изучении медици - ны, юриспруденции, математики и других наук.

Суть метода: «Разбор конкретных ситуаций (кейсов)» Позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий

Типы кейсов: 1. Практические кейсы. 2. Обучающие кейсы. 3. Научно-исследовательские кейсы.

Структура и виды CASE Вспомогательная информация Описание конкретной ситуации Задания к кейсу Печатный Мультимедиа Видео

Работа над кейсом в учебном процессе обычно осуществляется в 3 этапа: 1. Индивидуальная работа обучаемых с материалами кейса. 2.Работа в малых группах. 3.Презентация и экспертиза результатов работы малых групп на общей дискуссии.

Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: Учитель – студент: перекрёстный допрос. Учитель - студент: адвокат дьявола. Учитель – студент: Гипотетический формат.

Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: 4. Студент – студент: конфронтация и/или кооперация. 5. Студент - студент: «играть роль». 6. Учитель – класс: «безмолвный» формат.

Метод кейс-стади развивает следующие навыки: 1. Аналитические. 2. Практические. 3. Творческие. 4. Коммуникативные. 5. Социальные. 6. Самоанализ.

Технология конструирования кейс-стади. Определение цели создания кейса. Подбор соответствующей цели реальной ситуации. Подбор необходимых источников информации.

Технология конструирования кейс-стади. 4. Сбор информации и данных для кейса. 5. Проработка формы представления материала в кейсе. 6. Подготовка методических материалов по его использованию.

Особенности использования кейс – стади: Может быть использован и на стадии обучения и на стадии проверки знаний. Требует много времени. Не может быть использован в многочисленной аудитории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА «КЕЙС-СТАДИ»

Целью урока является формирование познавательного интереса к проблеме конкурентоспособности; формирование критерия исследования ситуации, суждения, выбора пути решения, а также поиск приемлемых интерп...

"Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"

В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания....

Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 2. Социально-исторические характеристики развития системы высшего образования
  • 2.1. Философские концепции образования
  • 2.2. Социологические подходы к исследованию высшей школы
  • 2.3. Развитие высшего образования: педагогический дискурс
  • 2.4. Особенности социально-образовательных отношений в контексте постмодернизационных трансформаций
  • Семинар № 2. «Эволюция подходов к изучению высшей школы: философский, социологический и педагогический дискурсы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 3. Педагогика высшей школы: цель, объект, предмет
  • 3.1. Предмет и функции педагогической науки
  • 3. 2. Педагогика – наука и искусство, теоретическая и прикладная наука
  • 3.3.Место педагогики и психологии высшей школы в системе наук об образовании
  • 3.4. Основные принципы педагогического исследования
  • 3.5. Основные категории педагогики высшей школы
  • Семинар № 3. «Предмет, задачи, основные категории педагогики высшей школы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 4. Качество высшего образования. Культурные цели, моральные ценности и стандарты образования.
  • 4.1. Образовательные уровни высшего образования
  • 4.3. Компетентность как ценность высшего образования
  • 4.4. Последипломное образование
  • Семинар № 4. «Современная высшая школа:
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 5. Педагогические инновации как фактор повышения качества образования
  • 5.1. Качество образовательной деятельности
  • 5.2. Сущность и критерии педагогических инноваций
  • 5.3. Организующий характер педагогической деятельности в высшей школе
  • 5.4. Принципы личностно ориентированной педагогики
  • 5.5. Исследовательское обучение
  • 5. 6. Контекстный подход к обучению в высшей школе
  • 5.7. Особенности медиаобразования. Дистанционное обучение
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 1. «Педагогика высшей школы»
  • Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
  • Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
  • 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
  • 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
  • 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
  • 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
  • Семинар № 6. «Психологические особенности педагогического взаимодействия» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
  • 7.1. Профессиональные способности педагога
  • 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
  • 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
  • 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
  • Преподавателя высшей школы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
  • 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
  • 8.2. Структура авторитета преподавателя
  • 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
  • 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
  • 8.5. Стратегия воспитательного процессав высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
  • Семинар № 8. «Морально-психологическая атмосфера
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»
  • Модуль 3. Методика преподавания в высшей школе
  • Тема 9. Психолого-педагогические требования к проведению лекции
  • 9.1. Лекция как главное звено дидактического цикла в вузе. Виды академических лекций
  • 9.2. Этапы подготовки к лекции
  • 9.3. Дидактические и методические требования к лекции
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 10. Семинарское занятие в высшей школе. Организация самостоятельной работы студентов
  • 10.1. Семинар: разновидности и функции
  • 10.2. Алгоритм методики проведения семинара
  • 10.3. Самостоятельная работа в высшей школе: формы и методы организации и контроля
  • 10.4. Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 11. Инновационные методы обучения и воспитания в высшей школе
  • 11.1. Понятие метода обучения. Классификация методов
  • 11.2. Проблемные методы обучения. Кейс-стади
  • 3. Игровые методы
  • 11. 4. Дискуссионные методы
  • 11.5. Сензитивный тренинг
  • 11.6. Тестирование
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 3. «Методика преподавания в высшей школе».
  • Литература, рекомендованная к модулю 3:
  • Модуль 4. Организация научно-исследовательской работы в вузе
  • Тема 12. Методологические основы организации научной деятельности
  • 12.1. Функциональное назначение науки
  • 12.2. Понятие методологии. Принципы научного исследования
  • 12.3. Классификация методов познавательной деятельности
  • 12.4. Основные формы научного познания
  • 12.5. Научная аргументация как логико-коммуникативный процесс
  • Научной деятельности» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 13. Диссертация как научное исследование
  • 13.1. Специфичность диссертационного исследования
  • 13.2. Подготовка к защите диссертации: этапы и основные процедуры.
  • 13.3. Основные требования к автореферату диссертации
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 4. «Методология и организация научно-исследовательской деятельности».
  • Литература, рекомендованная к модулю 4:
  • Заключение
  • 11.2. Проблемные методы обучения. Кейс-стади

    Проблемные методы базируются на целевой установке «Не от знания к проблеме, а от проблемы – к знанию!».

    К достоинствам проблемного обучения относятся следующие:

    √ студенты включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность;

    √ формируются интеллектуальные умения;

    √ проблемное обучение дает более глубокие знания;

    √ проблемное обучение является естественным обучением.

    При применении проблемных методов необходимо учитывать основные условия проблемного обучения :

      проблема должна вызывать интерес у обучаемого;

      должна быть доступна его пониманию (т. е. опираться на уже имеющиеся знания);

      лежать в «зоне ближайшего развития», т. е. быть одновременно и посильной и не слишком тривиальной;

      давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами;

      развивать профессиональное мышление.

    Кейсовый м етод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Он появился в начале XX века и использовался в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В последнее время метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.

    Классическими школами кейс-стади являются:

    1) Гарвардская (американская). Целью метода является обучение поиску единственно верного решения. Кейс составляет 20–25 страниц текста, плюс 8–10 страниц иллюстраций.

    2) Манчестерская (европейская), которая предполагает многовариантность решения проблемы. Такой кейс составляет 10–15 страниц текста, плюс несколько приложений.

    Идеи кейс-стади довольно просты.

    √ Во-первых, метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и выбор решения в их проблемном поле.

    √ Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик – демократизм в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

    √ В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

    √ В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

    √ В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

    √ Наконец, в-шестых, здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

    Метод кейсов представляет собой по сути обучение методом ситуаций или прецедентов.

    У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

    Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

    Критерии отличия кейсов от других учебных занятий :

    ▪ источник – люди, вовлеченные в ситуацию и требующие решения;

    ▪ процесс отбора информации на основе реальных учебных целей, вызывающих интерес;

    ▪ проверка – выяснение реакции студентов на кейс;

    ▪ устаревание, что требует новых подходов;

    ▪ модерация работы с кейсомработа группы (3–5 чел.) по разным темам или по одной, конкурируя между собой в поиске лучшего решения.

    Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

    иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

    учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

    учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т. д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

    прикладные упражнения , в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

    Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

    – обучающие анализу и оценке;

    – обучающие решению проблем и принятию решений;

    – иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

    Изучение предмета студентами осуществляется путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Наиболее распространенными видами кейсов являются:

    структурированный (highly structured ): минимум информации; для решения применяют определенную модель или формулу; у таких задач существует оптимальное решение;

    «маленькие наброски» (short vignettes ) : содержат 1–10 страниц текста и 1–2 страницы приложений; они знакомят с ключевыми понятиями; при разборе надо опираться на свои знания;

    большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases) : объемом до 50 страницсамые сложные; информация в них очень подробнaая, в том числе и ненужная, а необходимая может и отсутствовать;

    «первооткрывательские кейсы» (ground breaking cases ): разбирающий должен предложить новое решение.

    В зависимости от поставленных задач кейсовые пакеты можно классифицировать следующим образом:

    вводный кейс сведения о наличии проблемы, ситуации, явления;

    информационный объем знаний о какой-либо проблеме, изложенный с той или иной степенью детальности;

    стратегический развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами;

    исследовательский – представление результатов анализа ситуации в форме изложения;

    тренинговый – направлен на упрочение и более полное усвоение уже использованных ранее инструментов и навыков – технических, логических и т. п.

    В зависимости от формы и внутренней структуры различаются такие виды кейсов :

    комплексный (модульный) кейс не менее 20 стр. информации, первичных данных, образцов документов и т. п.;

    кейс-изложение включает факты: рассказ о какой-либо ситуации, проблеме, путях ее решения, основные выводы;

    кейс-иллюстрация содержит некоторый пример по изучаемой теме; небольшой по объему;

    кейс-практическая задача информация о реальной ситуации для выполнения задание по теме;

    кейс со структурированными вопросами четкий перечень вопросов для обсуждения;

    кейс без структурированных вопросов –предложение выявить и обосновать пути решения проблемы, описанной в ситуации;

    По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные.

    Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций.

    Бессюжетные кейсы , как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

    Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса.

    Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи.

    Кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемны, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.

    Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения «героя» в будущем.

    В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно разделить на:

    личностные кейсы , в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

    организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

    многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

    Кейсовые методики, во-первых, позволяют легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией; во-вторых, вносят в обучение элемент загадки; в-третьих, разбираемая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

    К достоинствам данного метода следует отнести:

    – получение навыков решения реальных проблем;

    – получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

    – выработка навыков простейших обобщений;

    – получение навыков презентации;

    – получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

    В то же время существуют серьезные проблемы использования этого метода:

    √ во-первых, сложность, т. к. метод содержит в себе другие методы;

    √ во-вторых, особый стиль обучения, т. к. предполагает активное участие преподавателя в работе студентов;

    √ в-третьих, эффективность при использовании метода кейсов на всех занятиях данного курса.

    Стратегическими принципами развития кейсового метода являются следующие:

    ♦ внедрить его в программы подготовки специалистов по современным рыночным специальностям;

    ♦ активизировать использование метода case-study в системе дополнительного профессионального образования;

    ♦ метод case-study необходимо использовать в единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными;

    ♦ применение метода case-study должно быть методически обеспечено.

    Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям :

    – соответствовать четко поставленной цели создания;

    – иметь соответствующий уровень трудности;

    – иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

    – не устаревать слишком быстро;

    – быть актуальным на сегодняшний день;

    – иллюстрировать типичные ситуации;

    – развивать аналитическое мышление;

    – провоцировать дискуссию;

    – иметь несколько решений.

    Предполагается, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений. Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.

    Высокий обучающий эффект обеспечивают кейсы, которые имеют следующие характеристики:

    ▪ кейс «рассказывает»; он должен иметь фабулу;

    ▪ строить кейс желательно на современном материале, не выходя за пределы последних пяти лет;

    ▪ кейс должен вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами; должна быть описана личная ситуация главных персонажей;

    ▪ реализма и конкретики добавляют материалы из официальных и неофициальных источников; знания студента о людях, чьи высказывания цитируются, помогают интерпретации ситуации в целом;

    ▪ кейс должен содержать примеры решений, заслуживающих высокой оценки, – как прецеденты для будущих решений;

    ▪ желательно, чтобы кейс требовал принятия решений, а не простой оценки решений, ранее принятых другими;

    ▪ кейс прививает навыки профессиональной деятельности, давая студенту модель, которую он может взять за образец в реальной жизни.

    "

    Технология «Кейс-стади» «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической основой появления и развития кейс -метода явился принцип «прецедента» или «случая». Метод Case Studies предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса из практики; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".


    Кейс-стади (case-study) - буквально: "изучение случая". Форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия. Непосредственная цель case-study - совместными усилиями сформулировать, проанализировать, дать оценку, выработать алгоритм практического решения проблемной ситуации, возникающей в контексте конкретного положения дел случая.


    Кейс (case) многозначное слово: Case study социологическое исследование; Case fame моделирование управления; Case history наглядная иллюстрация; Case method метод анализа ситуации. Моделирование построение модели ситуации. Системный анализ системное представление и анализ ситуации. Мысленный эксперимент способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования. Методы описания создание ситуации описания. Проблемный метод представление проблемы, лежащей в основе ситуации. Метод классификации создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации. Игровые методы представление вариантов поведения героев ситуации. Мозговая атака генерирование идей относительно ситуации. Дискуссия обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения. Глоссарий


    Кейс – это: Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE). Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности". Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).


    «Ирина, молодой специалист, работает в редакции газеты «Юность» всего 6 месяцев. Ирина - очень скромная, рассудительная и симпатичная девушка. Над каждым своим проектом она работает очень долго и аккуратно, все досконально взвешивает. Она большой энтузиаст своего дела, но, к сожалению, мало интересуется людьми, что вызывает недовольство руководства и сотрудников редакции. Некоторые считают ее белой вороной. Чтобы «утвердиться» в глазах коллег, ей приходится преодолевать немало трудностей. Она часто берет недоделанную работу домой. По заданию редакции ей необходимо написать статью о финансовой деятельности одного банка. В одном журнале Ирина нашла очень интересный материал как раз по теме ее работы. Статью необходимо было срочно сдать, и Ирина, не успевая к сроку, решила заимствовать в своей статье большой фрагмент журнального материала, частично пересказав его своими словами. Через неделю, когда газета вышла, в редакцию позвонили. Это оказался автор заимствованной статьи из журнала. Он долго разговаривал с главным редактором газеты...»






    Является ли ситуация, сложившаяся в редакции, типичной? Что является предпосылкой сложившейся ситуации? Что можно считать основной проблемой? Кто участвует в решении проблемы? Каковы их цели? В чем заключается «проблема» Ирины? От какой из сторон в большей степени зависит бесконфликтное решение ситуации? Почему Ирина попала в такую ситуацию? Что необходимо предпринять каждой из сторон? Какие вопросы должны быть решены для того, чтобы уладить проблему? Кто может принять решение? Какое решение должно быть принято? Каковы цели человека, который принимает решение? Какие действия должны быть приняты? Каковы последствия? Что бы вы сделали на месте главного героя? Почему? Вопросы


    Данные результатов международного исследования PISA-2000 Группа «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов: в целом умеют читать и понимать тексты, отвечать - однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности; достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям; не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ; теряются при работе с составными текстами: если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, возникают трудности; как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты; чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.




    Структура кейса Описание проблемной ситуации (собственно сам кейс); перечень вопросов, на которые надо ответить, или заданий, которые необходимо выполнить при работе с кейсом; пояснительная записка для преподавателя - это предназначенное для преподавателя описание особенностей кейса и работы с ним в аудитории; приложения, представляющие фактический материал в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, карточек, анкет.






    Практический кейс Цель - детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Главный смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Должны быть максимально наглядными и детальными


    Обучающий кейс Основные задачи - учебные и воспитательные, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.


    Исследовательский кейс Выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.




    Критерии кейса 1. Источник Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения. 2. Процесс отбора Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес, так как будет казаться нереальным. 3. Содержание Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Что касается цифрового материала, то его должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов. 4. Проверка в классе Проверка в классе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп учащихся (другого класса, другой программы обучения). Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата. 5. Процесс устаревания Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно". Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны для сегодняшнего дня.


    Этапы работы Стадия единения – погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. Варианты работы: Текст КС может быть роздан ученикам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС. Она соотносится с соответствующим разделом курса.


    Стадия поляризации - организация совместной деятельности Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы: деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально; слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени; в каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации; в каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение.


    Стадия мобилизации: обсуждение 1. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). 2. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.






    Этап анализа и рефлексии совместной деятельности (катарсис) Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.








    3. Основной (аналитический) этап Вступительное слово учителя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков. первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений. второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.




    Результаты работы с кейсом Учебные(результаты, связанные с освоением знаний и навыков) Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний Образовательные (результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения) Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем


    Характеристики успешного кейса Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы, хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы ученик забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешится. Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, ученики воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие.


    Характеристики успешного кейса Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни. Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику. Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию). Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения. Правила для учеников: высказывания должны быть не разрешается говорить нескольким главные идеи должны быть все обсуждения ведутся отказаться от и иметь нейтралитет к занять позицию преодолевать конфликты и без морализаторства серьезно участников активизировать и группу свои эмоции структурировать занятие. Заполнить пропуски в предложениях, касающиеся реализации технологической стороны работы над кейсом Правила для учителя:

    Метод кейс-стади (case study) является самостоятельным методом, но его основа - поиск обучающимися решения конкретной ситуации. Поэтому мы отнесем его к поисково-исследовательским технологиям.

    Метод основан на анализе конкретных случаев. Ситуации (случаи) для анализа собираются и описываются специальным образом. Этот метод обучения предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях : выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; умение работать в группе. Цель метода - проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы учащихся. Ситуация должна быть взята из практики.

    А. Долгоруков дает следующее определение: «Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов)».

    Метод кейс-стади наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесе за рубежом. Впервые он был применен в 1870 году. В педагогике этот метод также может найти широкое применение. Он имеет свой прообраз в виде давно известного метода решения педагогических задач или педагогических ситуаций. Отличие его от педагогических задач лишь в тщательности и подробности описания ситуации для кейса (например, в бизнесе объемы кейсов могут достигать от 3-5 до нескольких десятков страниц).

    Актуальность внедрения метода кейс-стади в практику образования вызвана двумя тенденциями:

    Ориентация образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности , умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

    Требования к качеству выпускника, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, системностью и эффективностью действий.

    Идеи метода кейс-стади (А. Долгоруков):

    1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична , в которых есть несколько ответов; задача учителя - получение не единственной, а многих истин и развитие у учащихся умения создавать и решать проблемное поле.

    2. Акцент обучения переносится на выработку знания, на сотворчество ученика и учителя; ребенок равноправен с другими учениками и педагогом в процессе обсуждения проблемы.


    3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки деятельности.

    4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить; при этом педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию.

    5. В процессе работы происходит не только получение знаний и формирование практических навыков у учащихся, но и развитие системы их ценностей, позиций, жизненных установок, мироощущения.

    6. В методе преодолевается дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала.

    Кейс представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

    Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

    Соответствовать четко поставленной цели создания;

    Иметь соответствующий уровень трудности;

    Иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

    Не устаревать слишком быстро;

    Быть актуальным на сегодняшний день;

    Иллюстрировать типичные ситуации;

    Развивать аналитическое мышление;

    Провоцировать дискуссию;

    Иметь несколько решений.

    Особенность метода в том, что в нем предусматривается деятельность по активизации учащихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, лежит в основе формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности. Основная функция метода - учить детей решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом.

    Классификация кейсов может производиться по различным признакам. По сложности различают:

    Иллюстративные учебные ситуации - кейсы, цель которых - на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

    Учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса - диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

    Учебные ситуации - кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса - самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

    Прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса - поиск путей решения проблемы.

    Н. Федянин и В. Давиденко выделяют:

    Структурированный (highly structured) кейс, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним ребенок должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;

    - «маленькие наброски» (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе ребенок должен опираться еще и на собственные знания;

    Большие неструктурированные кейсы (long unstructured cases) объемом до 50 страниц - самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; ребенок должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;

    Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases), при разборе которых от учащихся требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом дети и учителя выступают в роли исследователей.

    Еще по одной классификации выделяют:

    Практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

    Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

    Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

    А. Долгоруков выделяет основные этапы создания кейсов:

    1. Формирование дидактических целей кейса (определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение раздела, которому посвящена ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки учащихся).

    2. Определение проблемной ситуации.

    3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

    4. Поиск институциональной системы (организация, ведомство, школа и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

    5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

    6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.

    7. Выбор жанра кейса.

    8. Написание текста кейса.

    9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

    10. Подготовка окончательного варианта кейса.

    11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение на учебных занятиях, публикацию с целью распространения в педагогическом сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной организации, необходимо получить разрешение на публикацию.

    12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и учителя в момент обсуждения кейса.

    Кейс включает в себя:

    А) Сюжетную часть - описание ситуации, информация, позволяющая понять окружение, в котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных: наличие реально существующей ситуации; название компании, продукции, ее особенности; имена и должности главных персонажей; описание состояния педагогической теории и практики; и т.д.

    Б) Информационную часть - информация, которая позволит правильно понять развитие событий: этапы развития ситуации, важные моменты в истории развития, успехи и неудачи; краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий); хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия; предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали; какие ресурсы могут быть выделены на решение данной ситуации.

    В) Методическую часть, которая разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для учащихся и записку по преподаванию конкретной ситуации для учителя.

    Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть четко сформулированы. Кейс может содержать видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые другие.

    Ученикам раздается на дискете, CD или в виде твердой копии версия текста ситуации, приложения, возможные вопросы, но без методической записки.

    1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.

    2. Выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

    3. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

    4. Анализ последствий принятия того или иного решения.

    5. Решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. Представление результатов может быть в письменной или устной форме, группой или индивидуально.

    Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если учащиеся при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу.

    Для этого педагог может давать следующие задания:

    1. Выпишите из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса.

    2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.

    3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.

    4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.

    5. Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые Вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.

    Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связано с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис деятельностного подхода к обучению.

    Современный учитель должен не только в совершенстве владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но также он должен применять в своей работе и современные технологии обучения. В последнее время в белорусских школах активно применяются метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Недавно я для себя открыла «новый» метод?case - study?. Родиной метода?case - study? являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных занятий - лекций и практикумов - дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами. Этот метод очень популярен на западе, но для белорусских учебных заведений кейс - метод является довольно новой технологией.

    Кейс - метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка «case» - случай, а «case - study» - это обучающий случай. Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

    • 1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров - к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case - study»;
    • 2 - набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

    Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

    Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

    Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

    • - индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
    • - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
    • - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

    Суть метода case - study заключается в использовании при организации процесса обучения конкретных учебных ситуаций, описаний определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.

    Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику белорусского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

    Обычно кейсы включают в себя:

    • 1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
    • 2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
    • 3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
    • 4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам -- результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
    • 5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).

    При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.

    Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т.е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

    Кейс должен отвечать следующим условиям:

    • * наличие реально существующей группы людей, организации, на основе кото-рой разработана ситуация;
    • * определенная хронология событий, временные рамки,
    • * наличие реальной проблемы, конфликта,
    • * ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;
    • * действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

    Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, то есть объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс --технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

    В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.

    Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.

    1. Подготовительный этап (до начала занятий).

    Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

    2. Ознакомительный этап (во время занятия)

    Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

    3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

    Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

    4. Итоговый этап (презентация групповых решений).

    Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.

    В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы аудитории и дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них. В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология «кейс-стади» делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

    Распределения функций между учащимися и преподавателем:

    Фаза работы

    Действия преподавателя

    Действия учащегося

    До занятия

    • 1. Подбирает кейс
    • 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся
    • 3. Разрабатывает сценарий занятия
    • 1. Получает кейс и список рекомендованной литературы
    • 2. Индивидуально готовится

    к занятию

    Во время занятия

    • 1. Организует предварительное обсуждение кейса
    • 2. Делит группу на подгруппы
    • 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями
    • 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
    • 2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других
    • 3. Принимает или участвует в принятии решений

    После занятия

    • 1. Оценивает работу учащихся
    • 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

    1. Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

    Дискуссия занимает центральное место в методе сase-study. Ее можно целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Важнейшей характеристикой дискуссии является уровень ее компетентности, который складывается из компетентности ее участников. Неподготовленность учащихся к дискуссии делает ее формальной, превращает в процесс вытаскивания ими информации у преподавателя, а не самостоятельное ее добывание.

    Основным фактором в дискуссии является степень ее руководства учителем. Руководя дискуссией, учитель должен добиваться участия в дискуссии каждого студента, выслушивать аргументы за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии, но не ее содержание.

    Кейсы классифицируются на:

    • * практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;
    • * обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение;
    • * научно-исследовательские кейсы, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

    На самом деле каждый кейс несет в себе обучающую функцию, только степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна.

    Несомненно, применение кейс-метода имеет некоторые преимущества и риски. Во-первых, кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы.

    Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к уроку. Учитель должен продумать форму представления кейса и спланировать деятельность детей, сочетая индивидуальную и групповую формы работы. Непростой момент для учителя - это оценивание, ибо требуется оценить каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время необходимо объективно оценить его знания. Следует отметить, что традиционная десятибалльная система оценивания результатов не позволяет оценивать активность обучающихся, их многократные выступления. Стобалльная же система оценки знаний является более гибкой и позволяет более объективно определить уровень подготовки обучающихся. Поэтому при оценивании каждого участника мы постараемся совместить десятибалльную и стобалльную системы. Для получения итоговой «10» обучающимся необходимо набрать 90-100 баллов, для получения «9» 70 - 89 баллов, «8» обучающийся получает, если набирает менее 60 - 70 баллов, а «7» обучающийся получает, если набирает менее 60 баллов. Так как в обсуждение будут вовлечены все, даже обучающиеся, имеющие низкие коммуникативные способности, двоек, я думаю, при использовании кейс-метода ставить не придётся.

    Кейс-метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.

    Существует несколько классификаций кейсов

    По структуре:

    • · Структурированные кейсы (highly structured case) -- короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными.
    • · Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области.
    • · Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

    По размеру:

    • · Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление
    • · Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию
    • · Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии

    Отличительными особенностями кейс-метода являются:

    • · описание реальной проблемной ситуации;
    • · альтернативность решения проблемной ситуации;
    • · единая цель и коллективная работа по выработке решения;
    • · функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
    • · эмоциональное напряжение учащихся.

    Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

    Кейс также представляет собой и некоторую ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.

    Вверх