Размеры резины (шин). Как узнать размер колесного диска Как определить размер диска колеса

Такой калькулятор вам может понадобиться в том случае, если вы хотите установить вместо стандартных шин или дисков их аналоги, но уже другого типоразмера. С его помощью можно визуально представить размерные изменения и уже затем их интерпретировать на конкретный автомобиль. В тоже время калькулятор не является средством подбора шин и дисков, так как не содержит в себе базу данных по производителям.

При замене дисков и шин с учётом геометрических данных, полученных из шинного калькулятора , не лишним будет самостоятельно произвести несколько замеров. Во-первых, расстояние от подвески до поверхности колеса с внутренней стороны, а также от чашки амортизатора до поверхности протектора. Во-вторых, от крыла, а также рулевых тяг до поверхности протектора. При этом геометрические параметры нового колеса в сборе не должны сильно превышать размер штатных шин и дисков. В противном случае возможно нестабильное поведение автомобиля.

Несколько основных правил, которые нужно помнить при замене шин и дисков.

  1. Протектор летних шин стандартно имеет глубину 0,8-1 см;
  2. Устанавливая диски большего диаметра, чем штатные, необходимо уменьшать величину вылета – на каждый дюйм высоты 3 мм вылета;
  3. Нередко ступичные отверстия на дисках, которые являются неоригинальными, имеют больший диаметр. Поэтому при их установке нужно использовать специальные кольца для фиксации;
  4. В том случае, когда отверстие на диске меньше, чем ступичные крепления, категорически запрещается их рассверливать, а также производить стачивание самой ступицы;
  5. Правильный подбор неоригинальных дисков с помощью калькулятора позволит сохранить ездовые характеристики автомобиля;
  6. Если вы не уверены в совместимости шин или дисков с вашим автомобилем, лучше не устанавливайте, либо обратитесь за помощью к специалистам.

Многим начинающим автолюбителям иногда не просто самостоятельно выбрать для своего железного друга. Все потому, что их маркировка отражает большое количество параметров и характеристик. В этой статье будет рассмотрена методика расшифровки размеров диска и выбора его для автомобиля.

Чтение характеристик

Всю строку параметров, нанесённую на диск можно разделить на несколько составляющих. Она может выглядеть примерно так: 7jx16 H2 5x130 ET20 d74.1. Для расшифровки размеров диска нужно по порядку рассмотреть каждый элемент.

Стоит отметить, что иногда расположение параметры в строке могут меняться местами и незначительно отличаться символами. Но общий алгоритм расшифровки размеров диска на авто всегда един.

Ширина

Ширина диска указывается в дюймах и идёт первой в строке характеристик. По сути, это один из определяющих параметров при выборе. Отталкиваясь от этого значения, в дальнейшем будет подбираться ширина шины. Примеры маркировки: 8,5 12, 9,5.

Опытные водители заявляют, что большая ширина значительно влияет на управляемость и динамику автомобиля.

Маркер конструкции бортовых закраин

Сразу после цифры с шириной диска следует буквенное значение. Как правило, для автолюбителя оно несёт мало информации и используется в основном специалистами сервисов. В большинстве случаев маркируется буквой J. Но может быть и JJ, K, JK, B, P, D.

Диаметр диска

В расшифровке размеров диска за символом конструкции бортовых закраин следует числовое значение диаметра в дюймах. Также является одним из основных параметров. Изменение диаметра диска в большую сторону может изменить и размеры используемой шины. А это, в свою очередь окажет воздействие на управляемость на трассе. Например, на низкопрофильной резине будут отчётливо ощущаться все неровности дороги, и вся нагрузка ляжет на плечи подвески.

Хампы

Далее по порядку идёт обозначение хампов. Это выступы вдоль закраин, которые позволяют более надёжно крепить шину. Могут принимать значения H, H2, X. Здесь H — обычный хамп, X — усечённый. Коэффициент после него — количество сторон, на которых расположен хамп.

PCD

Следующий по порядку параметр иногда называют PCD. Он маркируется примерно так: 5х130. Первая цифра в записи показывает количество болтов крепления диска, а вторая — диаметр, на котором они расположены в миллиметрах. Это один из самых важных параметров при расшифровке размеров диска.

Значения могут варьироваться в очень малых диапазонах, доходящих до десятых частей миллиметра. Поэтому, если характеристика не будет подобрана точно, есть вероятность, что болты не смогут встать на своё место. В итоге крепёж не будет плотным. А значит, придётся затем проводить частые балансировки и ремонт.

Вылет

Данный параметр состоит из цифр и литер. Может быть таким — ET20. Если кратко, то означает расстояние между плоскостью диска и Может быть отрицательным и положительным. Первый вариант визуально сделает диск более выпуклым относительно автомобиля. Второй — углублённым.

Значительное изменение вылета диска оказывает влияние на смещение рулевой оси, увеличивает износ подшипников и в некоторых случаях ухудшает управляемость. Производители авто строго регламентируют размер допустимого вылета и грубо нарушать его — значит ударить по некоторым параметрам автомобиля, которые могут и ухудшиться.

Диаметр центрального отверстия

Измеряется в миллиметрах и обозначается буквами и цифрами. Например, так — d85. При расшифровке размеров диска стоит обратить особое внимание.

Дополнительные параметры

При расшифровке размеров дисков могут использоваться и другие характеристики. Например, максимальная нагрузка на диск. На легковых автомобилях используются диски с запасом прочности, которого должно хватить для его нужд. Но если окажется так, что он будет переставлен на технику другого типа, например, внедорожник, то ближайшая небольшая ямка может повредить диск.

Обычно нагрузка указывается в фунтах. Чтобы получить из них килограммы нужно разделить имеющееся значение на 2,2.

При расшифровке размеров литых дисков и последующей установке, он может не подойти к автомобилю. Такое состояние называется Х-фактором. И связано оно с тем, что литые диски могут быть самой разнообразной формы, при этом полностью соответствуя заявленным и необходимым размерам. Поэтому, чтобы избежать покупки неподходящей модели, её стоит сначала установить на автомобиль, хотя бы на пару болтов и слегка прокрутить. Если ничего не мешает, не упирается, то диск идеально подходит для авто.

Как правильно выбрать диск?

Помимо технических характеристик, на выбор могут повлиять и эстетические свойства, а также способ изготовления.

Внешний вид выбирается исходя из личных предпочтений. Кому-то нравится больше спиц, кто-то любит меньшее количество лепестков.

Также стоит знать, что диски делятся на две большие категории: стальные и легкосплавные.

Стальные или штампованные производятся из листа металла, соединяемого впоследствии с помощью сварки. Такой подход позволяет значительно удешевить выпуск продукции. К тому же, стальные диски легче ремонтировать и восстанавливать. Хотя требуется это довольно редко, так как обладают они хорошей прочностью. С другой стороны штампованный подход порождает неточность в производстве, что сулит проблемами с последующей балансировкой. Также и значительный вес стали увеличивает общую массу.

Легкосплавные диски обладают небольшой массой. Процесс их производства позволяет создавать самые разнообразные формы и дизайн. Обходятся они немного дороже, но в результате эстетика и практичность выводят такие диски далеко вперёд.

Легкосплавный вид также в свою очередь делится на две категории: литые и кованые. Первый вид имеет зернистую структуру, что придаёт хрупкость изделию. Это известная проблема литых дисков. При длительной эксплуатации по неровным дорогам они имеют свойство раскалываться.

Кованый же диск обладает волокнистой структурой, что даёт особую пластичность и не позволяет диску образовывать сколы и трещины. Деформировать или разрушить его очень сложно.

Небольшой пример расшифровки

Стоит разобрать маркировку на отдельно взятом изделии. Например, выполнить расшифровку размеров дисков на Валдай. Есть вот такое обозначение — 17х6 6х222,25 Et115 Dia160. Здесь первым идёт диаметр диска в дюймах. За ним следует ширина, под которую подбираются шины.

Затем следует количество болтов и диаметр, на котором они размещены. Это 6 и 222,25 соответственно. Et115 — это вылет диска. В этом случае он означает, что отстоит от плоскости крепления на 115 мм внутрь. То есть, диск выпуклый.

Dia160 — диаметр центрального отверстия в миллиметрах.

В заключение

Тщательная расшифровка при их выборе, позволит точно подобрать необходимые параметры и не стать жертвой необоснованной покупки. Знать об их характеристиках будет полезно не только начинающим автолюбителям, но и более опытным.

Доброго дня, уважаемы мои читатели. Сегодня я хочу ответить сразу на множество вопросов, связанных с размерами резины колеса. Очень многие мои читатели не понимают — что они означают и зачем вообще нужны! Сегодня я постараюсь простым и понятным языком объяснить – что означают размеры резины на автомобилях …


Размеры резины колеса кроют в себе достаточно много полезной информации, нужно только уметь ее читать. Без этой информации вы не сможете правильно подобрать покрышки на свою машину, они попросту не подойдут по габаритам. Хотя сейчас на кузовах многих марок наносятся специальные таблички с рекомендациями, просто считываете их и идете в магазин покупать такие же. Однако не всегда такие таблички есть и нужно самому определять габариты покрышек! Небольшое уточнение, я буду говорить только о габаритных размерах, об остальных характеристиках уже было много статей, ссылки обязательно будут внизу.

Я буду рассказывать на примере моих зимних колес, КАМА ЕВРО 519, про них , нужно отметить что они ни чем не уступают зарубежным аналогам. Почитайте познавательно.

Для начала габаритные размеры

У меня размер колеса R16 205/55 , это так называемые габаритные размеры. Резина считается низкопрофильной (подробнее ).

Пресловутая буква R

Многие ошибочно думают (если честно то и я так думал) что первая английская буква R — означает аббревиатуру «РАДИУС»! Но это не так! Буква R — означает радиальная шина, почитайте статью — . Это такой метод компоновки резины и металлического корда, при производстве. Конечно можете встретить и букву D спереди (диагональные), но такое обозначение сейчас реально редкое. По сути эта буква не имеет ничего общего с размером. Поехали дальше …

Диаметр диска

Вторая цифра (в данном случае у нас 16) обозначает диаметр отверстия в резине, или на какой диск можно надеть эту резину. У нас стоит 16 а значит это 16 дюймов! Запомните что этот размер всегда указывается в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм). если подбить наш размер то получается — 16 Х 25,4 мм = 406,4 мм. Диск не может быть больше или меньше диаметра колеса, вы его просто не оденете. То есть если резина 16 (406,4 мм), то и диск должен быть 16 (406,4 мм).

Ширина

Большая цифра практически всегда характеризует ширину. В данном случае эта цифра 205. Измеряется в миллиметрах, то есть ширина моего колеса 205 мм. Чем шире резина, тем она имеет шире колею, соответственно проходимость и сцепляемость увеличивается.

Высота корда

Это меньшая цифра, которая наносится через дробь. В моем случае это 55, измеряется в процентах, от ширины (от большей цифры). Что это значит? Чтобы найти высоту (в моем случае) нужно вычислить 55 % от 205 мм. Таким образом получается:

205 Х 0,55 (55%) = 112,75 мм

Это высота корда нашей резины, также важный показатель, смотрим на рисунке.

Общая высота колеса

Давайте подсчитаем общую высоту моего колеса. Что получается.

Корд резины 112,75 Х 2 (так как высота с двух сторон, сверху и снизу) = 225,5 мм

Под диск 16 дюймов = 406,4

Общая — 406,4 + 225,5=631,9

Таким образом, мое колесо высотой чуть больше полуметра, а именно 0,631 метра

Давайте рассмотрим самые распространенные шины которые применяются большинством автомобилей, всего их три — это R13, R14 и R15

Размеры резины R13

Самый распространенный из всех — это R13 175/70 такие устанавливаются на многие модели отечественного ВАЗ (хотя сейчас отходит).

Что получается:

R13 – диаметр 13 дюймов (умножаем на 25,4) = 330,2 мм

Ширина 175

Высота — 70% от 175 = 122,5

Общая — (122,5 Х 2) + 330,2 = 574,2 мм

Размеры шин R14

Один из часто встречаемых – это R14 175/65, также устанавливаются на отечественные модели ВАЗ, более свежих годов выпуска, такие модели как Приора, Калина, Гранта, а также на некоторые недорогие (народные) иномарки — например Renault Logan, Kia RIO, Hyundai Solaris и т.д.

Что получается:

R14 – диаметр 14 дюймов (умножаем на 25,4) = 355,6 мм

Ширина — 175

Высота – 65% от 175 = 113,75

Общие габариты – (113,75 Х 2) + 355,6 мм = 583,1 мм

Размеры покрышек R15

Самый распространенный пример это — R15 195/65, устанавливается на многие иномарки (народного) класса, однако в высоких комплектациях.

Что получается:

R15 – диаметр 15 дюймов (умножаем на 25,4) = 381 мм

Ширина 195

Высота– 65% от 195 = 126,75

Общая – (126,75 Х 2) + 381 = 634,5 мм

Как видите, не так-то сложно вычислить размер резины.

Конечно на колесе еще есть другая полезная информации, про нее я уже писал статьи внизу. Для вас перечислю по пунктам, почитайте полезно и интересно:

А вообще почитайте рубрику — , там информации больше в разы. Как вы можете видеть всю эту информацию можно считать с покрышки, иногда даже и не верится!

Маркировка автомобильных дисков

Маркировка дисков кажется очень сложной. Но это до тех пор пока Вы не познакомились с расшифровкой этой аббревиатуры.

Разберем на примере стандартного, УАЗовского диска для мостов типа "спайсер": 6½JxR16 PSD 5x139,7 H2 ET40 ц.o.108

Основные размеры диска

6½ JxR16 PSD 5x139,7 H2 ET40 ц.o.108
Первая цифра (Rim Width) - посадочная ширина обода в дюймах. Не всего диска, а именно обода т.е. там где будет находится шина. На рисунке это размер "B". Часто ширину указывают в десятичных дробях 6,5"" (один английский дюйм, если переводить в метрическую систему, равен 25,4мм)
В данном случае, ширина обода составляет 6,5*25,4=165,1 мм. Отметим, что этот параметр напрямую связан с шириной шины . Для каждой шины существует вилка (от и до) допустимой ширины диска, на который эта шина может быть установлена. Оптимальный вариант, чтобы ширина диска находилась где-то возле середины допустимого диапазона для данной шины. Узнать допустимую ширину диска для конкретной шины можно с помощью шинного калькулятора . Надо понимать, что в случае, если ширина диска не соответствует ширине шины, то это создаст проблему с бортированием шины на диск, а также заметено ухудшит эксплуатационные характеристики шины, поэтому на этот параметр обращать внимание нужно обязательно .

6½J xR16 PSD 5x139,7 H2 ET40 ц.o.108
J (Rim Flange) – в этой букве зашифрована техническая информация о закраинах обода диска (конструкция, форма, высота). Так же могут быть буквы (JJ, JK, K,B, P, D …). Самыми распространенными типами дисков на сегодня являются J (в основном для моноприводных автомобилей), и JJ (как правило, для полного привода). Закраины обода диск а влияют на установку резины, компенсирующих грузиков, а также на устойчивость к смещению шины на диске в экстремальных условиях. Различия между типами закраин обозначаемыми разными буквами могут быть незначительные, но пренебрегать ими нельзя.
Область прилегания покрышки к ободу очень критична, небольшие изменения профиля борта шины приводят к сложности и даже невозможности монтажа, а также к невозможности удерживать требуемое давление внутри колеса.
Обозначения А и D контура обода попадают под категорию «Велосипеды, мотоциклы и скутеры» (Cycles, Motorcycles, and Scooters), а также возможны в категории «Промышленный транспорт и грузоподъемники» (Industrial Vehicles and Lift Trucks). Естественно, что контуры имеют совершенно разные геометрии по тем же обозначением в двух разных категориях.
Закраины с обозначением S, T, V и W относятся к категории в «Грузовые автомобили, диски с плоским ободом»(Commercial Vehicles, Flat Base Rims), а обозначения E, F G H - к категории «Грузовые автомобили, диски с разборным ободом» (Commercial Vehicles, Semi-Drop Centre Rims). Очевидно, что несмотря на внешнюю взаимозаменяемость, лучше все-таки выбирать параметр, рекомендованный производителем автомобиля .

6½Jx R16 PSD 5x139,7 H2 ET40 ц.o.108
x ” означает что обод неразъемный, т.е. состоит из одного элемента, а знак “-“ означает – разъемный, состоит из нескольких элементов. Неразъемный обод диска более жесткий и легкий по сравнению с разъемным, состоит из одного элемента. На такие диски возможен монтаж покрышек с эластичными бортами, поэтому применяется для колес легковых и малых грузовых автомобилей. Разъемный обод состоит из нескольких элементов, применяется в конструкции колес автобусов и грузовых автомобилей. Борта покрышек таких автомобилей настолько жесткие, что монтаж через закраину обода не возможен.

6½JxR16 PSD 5x139,7 H2 ET40 ц.o.108
R16
(rim diameter) – диаметр обода колеса (на рисунке это размер "A"), измеряемый в дюймах. Эта величина определяется без учета высоты закраин обода.

6½JxR16 PSD 5x139,7 H2 ET40 ц.o.108
PSD –
аббревиатура обозначающая что параметры крепления диска стандартизованы. Этот параметр часто опускают, или вместо него пишут (PCD)

6½JxR16 PSD 5x139,7 H2 ET40 ц.o.108
5x139,7
– непосредственно параметры крепления диска к ступице.
Первое число 5 обозначает количество крепежных отверстий на диске. Часто, особенно на литых дисках, количество отверстий обозначается отделно буквами LZ
Второе число 139,7 это диаметр окружности в миллиметрах PCD (Pitch Circle Diameter), на которой размещены эти отверстия (а точнее их центры).


При замене дисков на аналоги очень важно не ошибиться, поскольку разных стандартов этого параметра существует множество, а разница между соседними иногда составляет всего несколько миллиметров. Поэтому, например, диск от автомобиля с PCD=120,65 визуально прекрасно садится на ступицу с PCD=120, но это не означает, что его можно использовать на этом автомобиле.


A – ширина между центрами двух соседних отверстий, мм.
B – диаметр условной окружности, по которой расположены центры крепёжных отверстий (PCD), мм

Главное, что тут нужно понимать, это то, что несмотря на заметную разницу в диаметре крепежных отверстий диска и болтов (шпилек), производитель автомобиля очень точно рассчитывает посадку колеса на ступицу . Это связано с тем, что любое наименьшее отклонение центра ступицы от центра диска вызовет не просто биение колеса (обычно сопровождается вибрацией на руле), но и поставит под угрозу надежность крепления колеса, ведь если диаметр расположения крепежных отверстий не соответствует параметрам ступицы, то полностью затянуть все крепежные болты (гайки) с конусным основанием (которое должно обеспечить центровку диска на ступице) невозможно. А это уже угроза жизни.

Насчет крепежа нужно знать еще несколько тонкостей: при замене стального штампованный диска на легкосплавный придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные. Это связано с тем, что легкосплавный диск толще стального.


Подбирать надо так, чтобы длина резьбы, которая вворачивается в ступицу (или в гайку) при креплении колеса, составила не менее 6-7 полных витков.

Если диск крепится гайками (как на УАЗе), то скорее всего при замене на легкосплавный диск, кроме шпилек, понадобятся удлиненные гайки

А еще на Патриотах колесные гайки и гайки крепления запасного колеса разные


Слева: гайка крепления колеса УАЗ-Патриот (М14х1,5); Справа: гайка крепления запасного колеса (М12х1,75)

Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.

А - болт и гайка без подголовка. Грани шестигранника выходят на конус; Б,С - болт и гайка с подголовком.

6½JxR16 PSD 5x139,7 H2 ET40 ц.o.108
H2
варианты:(H, H2, FH, AH, CH…) – в этих буквах зашифрована информация о конструктивных особенностях полок обода диска и выступов (хампов) на них.

Хампами (от англ. hump, «возвышение, бугор») называют кольцевые выступы вдоль закраин колесного диска, предназначенного для бескамерной покрышки. Основное назначение хампов - надежная фиксация борта покрышки в поворотах, чтобы не допустить разгерметизации колеса. В обозначениях дисков, имеющих один хамп вдоль внешней стороны, присутствует одна буква Н.
Но многие модели дисков оснащены хампом и вдоль внутреннего края диска, о чем сообщает индекс Н2. Два хампа повышают надежность фиксации покрышки на колесе, но создают проблемы при ее монтаже.
Поэтому на некоторых дисках второй хамп делают как бы усеченным по высоте. Такие хампы называются плоскими (flat hump), в маркировке колеса они обозначаются буквой X.;

Обычный хамп – H

Усеченный хамп – X

Также возможны следующие обозначения: FH – (Flat Hump) хамп плоской формы, AH - (Asymmetric Hump) имеет ассиметричную форму, CH – (Combi Hump) комбинированной формы. Возможно полное отсутствие хампов, при этом на диске делается специальная полка SL (Special Ledge), конструкция которой спроектирована таким образом, что покрышка держится только за закраины обода и не соскакивает при движении.

6½JxR16 PSD 5x139,7 H2 ET40 ц.o.108
ET40
(Einpress Tief, нем.); – вылет диска (мм). Расстояние между плоскостью приложения диска к ступице и центральной осью диска. Этот параметр должен соответствовать требованиям автопроизводителя, поскольку под него рассчитываются ключевые параметры подвески и рулевого механизма автомобиля. Вылет диска не зависит ни от диаметра диска, ни от ширины шины, ни от каких-либо других ее параметров. Для одной ступицы вылет один для всех типоразмеров шин и дисков. Варианты обозначения (в зависимости от страны производства): OFFSET, DEPORT .
Часто говорят про положительный вылет и отрицательный вылет. Тут все просто: если посадочная плоскость смешена к внутренней стороне диска – вылет отрицательный . Если к наружной – то положительный . Положительный вылет диска обозначается просто числом: ЕТ40, а отрицательный вылет отрицательным числом: ЕТ-40.
Возможен вариант когда привалочная плоскость находиться в центре симметрии диска. Тогда вылет нулевой и обозначается как ЕТ0.
Допускается использование дисков с разбросом +- 5мм от стандартного для данной модели автомобиля.
(Именно из-за разнице в вылете диски от УАЗ-Патриот с мостами Спайсер с ET40 не подходят к УАЗ-Хантер с мостами Тимкен, где вылет ET22)

6½JxR16 PSD 5x139,7 H2 ET40 ц.o.108
ц.o.108
; d108 (DIA)
Диаметр центровочного отверстия на диске . Должен точно соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице. Нужно понимать, что кроме центровочной функции, посадочный цилиндр имеет еще одну, не менее важную – он частично берет на себя нагрузку, которая приходится на крепежные болты (шпильки). Поэтому, если центровочное отверстие понравившегося диска больше посадочного цилиндра ступицы – Вам придется использовать специальные переходные кольца , которые можно купить в шинных центрах, или заказать у кулибиных. Но при этом внешний и внутренний размеры центровочного кольца должны точно (!) отвечать, соответственно, диаметрам ступичного цилиндра и центровочного отверстия диска. Никаких зазоров в 1 или пару миллиметров тут быть не может – иначе потеряется смысл установки этих колец .

Еще несколько слов про проставки (переходные кольца) для дисков.
Сразу надо сказать, что применение их крайне не желательно так как эта конструкция сильно снижает надежность крепления колеса и не редки случаи когда колесо установленное на такой поставке отрывалось вместе с ней. Но если вы все же решили использовать их, то лучше отказаться от покупки поставок со сквозными болтами.


Вариант 1.
Толщина проставок составляет 3-6 мм. Эти проставки изготовлены без ступицы для колесного диска, поскольку их небольшая толщина позволяет диску центроваться по штатной ступице автомобиля.

Вариант 2.
Толщина проставок составляет 12-25 мм. Конструкция этих проставок включает в себя наличие ступицы для центровки колесного диска, что исключает дисбаланс при движении автомобиля.

Вариант 3.
Толщина проставок 25-50 мм. Особенностью этого варианта является наличие в конструкции проставки впрессованных колесных шпилек. При установке проставка вначале крепится на штатные шпильки специальными гайками, входящими в комплект, а затем колесный диск крепится к проставке с помощью штатных колесных гаек. Оптимально для внедорожников 4х4.

Вариант 4.
Толщина проставок 25-50 мм. Проставки этого типа комплектуются специальными болтами, с помощью которых крепятся к ступице автомобиля, после чего колесный диск крепится к проставке с помощью своих штатных болтов.

X-фактор – (X-factor, Caliper Clearance, Brake Clearance) : Это расстояние между привалочной плоскостью и задней стороной диска. Понятие достаточно условное. Конструкция обода регламентируются стандартами, поскольку необходимо обеспечить посадку на обод пневматической шины, конструкция же диска достаточно свободна. В то же время, она должна обеспечить совместимость с тормозными элементами, необходимую прочность колеса и привлекательный внешний вид. Проще говоря, если х-фактор большой, то колесо "встанет" на автомобиль, где суппорт сильно выступает за привалочную плоскость. Если х-фактор близок к нулю, то колесо предназначено для автомобилей, где тормозные элементы не выступают за привалочную плоскость, например, как у УАЗа с барабанными тормозами. У многих джипов, в том числе и у "Нивы" 2121, конструкция дисковых тормозов такова, что суппорт практически не выходит за привалочную плоскость, и соответственно, колеса для этих авто могут быть с небольшим х-фактором. Еще раз подчеркнем, что х-фактор - понятие скорее жаргонное, чем инженерное. Даже у колеса с большим х-фактором диск может касаться суппорта у перехода диска в обод или у перехода диска в ступицу.

Итак,
На диске также ДОЛЖНО быть указано:

  • товарный знак или наименование производителя
  • дата изготовления . Обычно — год и неделя. Например, 0512 означает, что диск выпущен в 5-ю неделю 2012 года
  • типоразмер обода колеса, вылет обода
  • клеймо контролирующего органа: SAE (Сообщество Автомобильных Инженеров), VIA (Независимая Японская Ассоциация Автоинспекции), ISO , JWL (Японский Национальный обязательный стандарт для легкосплавных дисков), TUV (Автомобильное Немецкое Объединение Технадзора). Это, говоря по-русски, ОТК. Многие фирмы клеймят свою продукцию не сухими буквенно-цифровыми индексами, а графическими пиктограммами.
    На литых дисках помимо клейма ОТК ставят еще и клеймо рентгеноконтроля , которое свидетельствует о том, что диск не имеет внутренних дефектов — литьевых раковин
  • на диск (MAX LOAD ) в килограммах или фунтах. Например, максимальная нагрузка MAX LOAD 2000LB 2000 фунтов (908кг)

Литые диски маркируются согласно ГОСТу Р 50511-93, где прописаны обязательные параметры, которые должны присутствовать на диске.


На диске МОЖЕТ БЫТЬ указано:

  • PCD 139,7/5 присоединительные размеры;
  • MAX PSI 50 GOLD – означает, что давление в шине не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв.см) , слово COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине. (MAX PSI указывают только американцы)
  • способ производства , например, если диск кованый, — FORGED («Кованый»); эта надпись не предусмотрена никакими стандартами, выбивается на диске исключительно на публику, т. к. кованые диски считаются очень престижными.
  • Beadlock (Бедлок) – диск с бедлоком – устройством для фиксации покрышки на диске. Использование таких дисках на дорогах общего пользования – недопустимо.
  • Beadlock Simulator – Имитация бедлока. Дизайн диска имитирует наличие на нем бедлока. Это декоративный элемент, и по эксплуатационным характеристикам такие диски не должны отличаться от обычных дисков той же серии.
  • CONE 15 – диаметр и форма крепежных отверстий
  • KR – диаметр декоративной крышки.

Поскольку дороги у нас в стране сильно отличаются от Европейских, то лучше покупать диски, прошедшие российскую сертификацию. Импортные диски, если не завезены из стран «третьего мира», внешне хороши, но многие из них рассчитаны на нормальные дороги и потому не отвечают российским требованиям по


где:
1 – Сокращенное наименование завода изготовителя (Кременчугский колесный завод)
2 – Страна изготовитель (Украина)
3 – Дата производства (март 2011 года)
4 – Типоразмер (16-ти дюймовый неразъемный диск шириной 6,5 дюймов, с закраиной диска типа J и двумя хампами типа H)
5 – Вылет диска (положительный вылет на 40мм)
6 – Максимальная статическая нагрузка (825 кгс) 225/75 R16 стальной диск, для мостов типа "спайсер": 6,50JxR16 PSD 5x139,7 ET 40 ц.o.108 легкосплавный диск, для мостов типа "спайсер": 7,00JxR16 PSD 5x139,7 ET 35 ц.o.108 стальной диск, для мостов типа "тимкен": УАЗ 3151*
УАЗ 3741* стандартные размеры шин: 215/90 R15; для 16"" дисков: 225/75R16
соотвественно размеры камер для камерных шин: 8,40-15 или 225-16 стандартный диск, для мостов типа "тимкен": 6,00LxR15 PSD 5x139,7 ET 22 ц.o.108
Можно устанавливать 16"": 6,00JxR16 PSD 5x139,7 ET 22 ц.o.108

Вверх